Современные страсти патриархальной деревни

Анатолий Лемыш

В театре «Колесо» с успехом прошла премьера спектакля «Месяц  в  деревне» по пьесе Ивана Тургенева. Казалось бы, зачем вытаскивать на столичную сцену пропахшие нафталином страсти глухой провинции позапрошлого века, абсолютно несовременные патриархальные коллизии? Вот недавно приезжал в Киев Андрей Жолдак, он в своей супермодерной постановке камня на камне от Тургенева не оставил. А тут еще крошечный зальчик камерного театра — где в нем хотя бы развести мизансцены этой многолюдной композиции?

Ирине Клищевской — главрежу «Колеса» — удалось с честью ответить на эти непростые вопросы. Спектакль в маленьком театрике на Андреевском спуске смакуешь, как прекрасное вино.

«Месяц  в  деревне» — одна из немногих пьес в мировой драматургии, где нет ни одного отрицательного персонажа. Каждый из них посвоему добрый и милый человек, со своей житейской правдой, да вот ужиться они меж собой не могут, особенно тогда, когда в сонный благопристойный порядок барского имения вторгается незаконная гостья — любовь. Скромный приезжий юный учитель Алексей Николаевич (актер Валерий Филипенко) и в мыслях не имеет за кем-то приударять, разводить шуры-муры, но его появление вызывает бурю страстей — вначале тайных, а затем, когда они прорываются, — подобных смерчу. Супруга хозяина имения Наталья Петровна (Валентина Бойко) старается скрыть свои чувства к нему, но в конце концов они ее захлестывают и сталкиваются с неменьшей страстью Верочки, приемной дочери хозяйки (Мария Груничева). С другой стороны, с новой силой проявляются дремавшие до поры чувства иных персонажей. Возникают трех-, четырех, пятиугольники любовных отношений, весь веками отлаженный патриархальный быт с незыблемой иерархией ценностей и спокойствием стоячего болота катится псу под хвост. В такой богато прорисованной, многофигурной композиции самое сложное для актеров — сыграть все оттенки отношений чисто, как в безукоризненно отлаженном оркестре. Малейшая неверно взятая нота может испортить всю музыку. И актеры «Колеса» прекрасно справляются с тончайшей нюансировкой пьесы.

Пожалуй, даже трудно сказать, кто играет лучше: исполнители главных ролей (а они и впрямь хороши!) или те, чьи персонажи числятся второстепенными. Но все-таки упомяну еще трех актеров, чья игра заслуживает высоких оценок. Это Сергей Ладесов в роли Ракитина, Виктор Шестаков (доктор Шпигельский) и Станислав Колокольников, сменивший амплуа шута (в других спектаклях «Колеса») на драматическую роль хозяина дома Аркадия Ислаева. Он сыграл не крепостника-самодура, как в иных постановках «Месяца в   деревне», а человека глубоко порядочного, с болью принимающего неожиданную страсть «на стороне» собственной жены, но дающего ей полную свободу действий.

 

Источник газета Уик-єнд 2006 14.04

 

повернутись назад

Читайте також:

Ірина Кліщевська: "Ми свідомо не вдягали акторів у "джинсу"

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить